office@exit-ua.com.ua    +38(0472)507-477   +38(073)699-44-77   +38(095)570-44-77   +38(097)570-44-77

   EUR 31.40/31.95    USD 27.80/28.05
ticket

Лето – пора отпусков и путешествий, но не для всех. Судя по официальной статистике, в прошлом году за границей побывало около 1 миллиона человек, или 2,27% населения.

Это небольшая цифра. Для сравнения, за 2017 год, по данным государственного бюро по путешествиям, более 87 млн жителей США, или 26,7%, выехали за границу. Половина от этого числа пришлась на поездки в соседние страны – Мексику и Канаду. Последние несколько лет эта статистика ежегодно прирастает на 8-9%. У американцев проснулась тяга к путешествиям и есть на них средства.

Англичан можно вообще назвать лягушками-путешественниками. Офис Национальной Статистики рапортует, что в 2017 году на 65,6 миллиона жителей Великобритании пришлось 65.7 миллиона заграничных поездок. К сожалению, в Британии предпочитают измерять не в людях, а в поездках. В любом случае цифра впечатляет.

Причина, почему наши соотечественники предпочитают диван, а не курорты, отнюдь не в любви к домашним посиделкам. Для большинства неприятные открытия начинаются с цен на авиабилеты.

Считается, что авиакомпании из жадности устанавливают высокие цены на авиабилеты. На самом деле, это не так. К сожалению, большинство расчетов будут на примере США, так как тот же аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке открыто публикует таксы и платы, в отличие от отечественных. В любом случае авиаперевозки – тесный бизнес, все летают на Boeing и Airbus и везде примерно одни и те же схемы.

Из чего формируется цена на авиаперевозки?

Один из самых распространенных самолетов – это Airbus A320, который начали производить с 1987 года.

В 2014 году компания произвела обновление и представила обновленный Airbus A320 с приставкой neo. И если классических A320 уже больше 10 000, то счет neo не больше нескольких сотен. Однако одно из преимуществ новой версии — в её экономичности. А многие, вероятно, по аналогии с автотранспортом считают, что самая дорогая составляющая — это цена авиационного топлива. И такое заблуждение легко объяснить. Если смотреть на технические характеристики, то самолеты сжигают огромное количество горючего.

В классическом стиле расход топлива на 100 километров для самолетов считать не вполне корректно, так как расход зависит от множества факторов – вес самого самолета, возраст, высота и погодные условия, скорость. Однако можно принять, что условно самолет сжигает 3.7 литра на 1 километр, или 370 литров на сотню. Выглядит впечатляюще по сравнению с традиционными 6 литрами на трассе, верно? Но в автомобиль влезет 4-5 человек, в то время как в A320neo помещается до 160 пассажиров.

Поэтому в авиаиндустрии пользуются другой метрикой: эффективностью расхода топлива на 1 пассажира. По этому показателю получается, что Airbus тратит около 2.5 литра на 100 километров. В соответствии с данными Бюро Транспортной Статистики в США, цена 1 галлона авиационного топлива составляет 2.05 доллара в среднем за первые пять месяцев 2018 года.

Для рейса Нью-Йорк – Вашингтон, средняя цена которого составляет 80 долларов, эта сумма около 3 долларов на пассажира. За работу обслуживающего персонала и пилотов следует сверху накинуть ещё около 2 долларов на человека.

Итого 5 долларов. Вопрос: неужели остальные 75 долларов авиакомпания кладет себе в карман?

Разумеется, нет. Компаниям надо «отбивать» средства, потраченные на покупку техники, то есть речь идёт об амортизации и обслуживании самолета.

Срок эксплуатации самолета оценивается в циклах. Цикл – это один взлёт и посадка.

С точки зрения техники абсолютно неважно, сколько самолет провел в воздухе, летел он 10 минут или 10 часов. Основной урон наносится при смене давления, из-за изменения которого на корпусе в местах заклепок образуются микротрещинки.

Из-за этого, кстати, в полетах на дальние расстояния можно встретить «пожилые» лайнеры. А на местных рейсах обычно самолеты поновее. Производитель даёт гарантию на определенное количество циклов. В случае с Airbus A320 это 60 000 циклов. Получается, что для расчета примерной амортизации надо разделить цену самолета (107 млн долларов) на количество циклов (60 000) и на количество пассажиров (160). Итого: 11 долларов на человека.

Однако, помимо амортизации, есть ещё и стоимость техобслуживания. На один полёт авиакомпания тратит 2100 долларов на техперсонал, запчасти и контроль качества работ. Получается 13 долларов на 1 пассажира. На примере компании Delta Airlines можно говорить, что содержание офиса, отвечающего за административную составляющую бизнеса, обходится примерно в 10 долларов на 1 пассажира.

Следующими в цепочке стоимости возникают аэропорты, предоставляющие инфраструктуру. Занятный факт, что аэропорт оценивает самолеты по весу, так, в JFK действует тариф около 7 долларов за 1000 фунтов, или 453.5 килограмма. За A320neo, который весит 172 000 фунтов, придётся заплатить 1 089 долларов, или по 7 долларов на человека. Итого 14 долларов, так как следует заплатить как аэропорту вылета, так и прилёта.

Если сложить все текущие затраты – 3 доллара за горючее + 2 доллара оплата персонала + 14 долларов аэропортам + 11 долларов амортизация + 13 долларов за ТО + 10 долларов административные расходы, то получится 53 доллара.

А дальше в дело вступают регулирующие органы, которые предлагают заплатить различные виды налогов и пошлин. В США государство забирает по 7,5% от каждого билета плюс налог в 4 доллара за каждый взлёт, после 11 сентября в США появился дополнительный взнос на безопасность в размере 5.6 доллара. Таможенная служба забирает ещё 5.5 доллара. При международных рейсах существует различные налоги за экологию. Например, на рейсе Нью-Йорк – Париж это 17.7 доллара и отдельно ещё 5.5 в защиту животных и растений. Для короткого рейса Нью-Йорк – Вашингтон все налоги составят 21 доллар на человека.

Таким образом выходит, что из 80 долларов за билет 53 доллара уйдут на технические нужды и административные расходы, а ещё 21 доллар заберет государство. Получается, что в данном случае прибыль авиакомпании составит всего 6-10 долларов с человека, или 1 600 долларов с рейса. Разумеется, все эти расчёты более-менее верны при условии, что самолет летел с полной загрузкой.

Почему же снижаются цены на авиабилеты?

Чистая прибыль из расчетов выше составляет 8-12% в идеале. Думаю, теперь проясняется и момент, почему авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем может вместить самолет. С такой тонкой маржой для перевозчика нет ничего страшнее, чем получить недозагруженный самолет, так как это автоматически означает убыток. Авиакомпании зачастую в стремлении максимально «заполнить» самолет продают «горящие билеты» в убыток себе, потому что если никто не полетит, то экономика будет ещё хуже.

Однако несмотря на то, что прибыль у авиакомпаний минимальная, цены на билеты постоянно снижаются. Основные причины – это конкуренция, оптимизация расходов и, конечно, достижения в области самолетостроения. Производители используют новые композитные материалы, более экономичные и долговечные двигатели. А также работают над формой самолетов. Один из примеров — использование винглетов, или вертикальных заострений, на основном крыле. Это примитивное на первый взгляд изобретение позволило сделать самолеты на 15-20% более экономичными.

Суть «крылышек» в том, что они служат своего рода преградой между потоками воздуха. Когда самолет находится в полете, то под ним образуется зона высокого давления, а над ним — низкого. Воздушные потоки снизу, двигающиеся от носа в стороны, сталкиваются с потоками сверху, в результате чего образуются так называемые концевые вихри, негативно влияющие на аэродинамику.

Как же зарабатывают авиакомпании?

Однако бизнес не был бы бизнесом, если б не пытался выкрутиться. В авиакомпаниях решили, что можно продавать билеты разным категориям покупателей по разной цене.

Идея заключается в том, что если покупатель готов платить больше, то не надо лишать его этого права. Например, если поездка – это командировка, то пассажир не сильно задумывается, сколько стоит билет, так как платит работодатель. Зачастую для бизнеса на первый план выходит не конкретная стоимость билета, а услуги вокруг неё. Например, возможность сдать или перебронировать билет на другую дату без штрафов. У авиакомпаний есть множество методик и алгоритмов, как отличить простого путешественника от командировочного. Это и срок до вылета. Зачастую туристы предпочитают покупать билет заранее, а вот бизнес-путешественники могут сорваться в дорогу в последнюю минуту. Или, например, путешествующие по работе предпочитают вернуться на выходные домой, в то время как турист может польститься, что субботний вылет обычно дешевле.

А при покупке билета на сайте может действовать система, когда на основе имеющейся информации с вашего устройства добавляются те или иные наценки. Традиционно действует установка, что пользователи Apple готовы платить больше.

Также в авиакомпаниях существует огромное количество тарифов. У Delta Airlines в эконом-классе 14 тарифов, различающихся по стоимости. Кстати, именно с этим связаны постоянные изменения в цене билета – вчера было 2 рубля, а сегодня уже по 3. Значит, кончились места в дешевом тарифе.

Иногда со стороны кажется, что в этой-то сфере бизнеса компании должны зарабатывать деньги вагонами, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что трава на другом берегу всегда зеленее.

Этот материал стал возможен благодаря Wenover Production и сайту mobile-review.com.

 

В нашей компании сейчас открыты такие вакансии:

    Все вакансии компании «Exit-UA, группа компаний» на Work.ua